МКДОУ «Детский сад №21 «Солнышко» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Стажёрская площадка «Формирование художественной культуры дошкольников через их собственное творчество»

«От того, как прошло детство,


кто вел ребенка за руку в детские годы,


что вошло в его разум и сердце


из окружающего мира –


от этого в решающей степени зависит,


каким человеком станет сегодняшний малыш»


В. А. Сухомлинский



С-2


В соответствии с Концепцией дошкольного воспитания мы, воспитатели должны поставить в центр внимания всей педагогической деятельности ребенка и удовлетворение его потребностей в активной деятельности, развивать у детей чувство прекрасного, формировать эстетический вкус и творческие способности.


 С-3


Художественно-эстетическое развитие - важнейшая сторона воспитания ребенка. Оно способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравственной стороны действительности, повышает и познавательную активность.


В "Концепции дошкольного воспитания" отмечается, что "искусство является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни - эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей".


Ведущая педагогическая идея художественно-эстетического воспитания - создание образовательной системы, ориентированной на развитие личности через приобщение к духовным ценностям, через вовлечение в творческую деятельность.


Введение новых ФГОС к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГОС.


 С-4


Педагогический смысл интегрированного обучения состоит в том, что оно предполагает  решение  единой  педагогической  задачи  обучения  и развития   ребенка в  двух  или  более   направлениях   художественно-эстетического  образования воспитателями и специалистами, работающими с одной группой детей.


Одной из главных задач общественного дошкольного воспитания остается задача подготовки детей к переходу в школу. Передо мной стал вопрос: «Как лучше подготовить детей к школе?»


И вот почему. Чтобы школьная и жизненная биография моих будущих первоклассников сложилась наилучшим образом, им необходимо освоить способы  творческого созидания. Если я не научу их любить все прекрасное, понимать мир искусства; если не позабочусь о развитии стремления к творческому фантазированию; не открою ребенку возможность передавать свои чувства и настроения, эмоциональные состояния и переживания в символической и художественной форме, то, чем старше станет ребенок, тем дальше он будет от творчества.  А без творчества жизнь теряет многие краски, без него человек не способен самореализоваться.


Поэтому так важна первая ступенька художественно-эстетического воспитания, которое закладывается именно в дошкольном возрасте. 


С-5 


Как же добиться того, чтобы ребенок, говоря языком В.А. Сухомлинского, «не мог жить без красоты, чтобы красота мира творила красоту в нем самом?»Поэтому в моей работе используются  различные методы и приёмы художественно-эстетического воспитания:

метод пробуждения ярких эстетических эмоций и переживаний с целью овладения даром сопереживания;


· метод побуждения к сопереживанию, эмоциональной    отзывчивости   на прекрасное в окружающем мире;


· метод эстетического убеждения (По мысли А.В. Бакушинского «Форма, колорит, линия, масса и пространство, фактура должны убеждать собою непосредственно, должны быть самоценны, как чистый эстетический факт».);


· метод сенсорного насыщения (без сенсорной основы немыслимо приобщение детей к художественной культуре);


· метод эстетического выбора («убеждения красотой»), направленный  на формирование эстетического вкуса;


· метод разнообразной  художественной практики;


· метод сотворчества (с педагогом, сверстниками);


· метод нетривиальных (необыденных) творческих ситуаций, пробуждающих интерес к художественной деятельности;


· метод эвристических и поисковых ситуаций.


С-6


Не случайно психологи называют  раннее детство «возрастом сказок». Это период самодеятельного творческого занятия искусством – сочинением стихов, сказок, песенок, рисованием, лепкой, актерским творчеством в ролевых играх. Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают большим потенциалом фантазии. Именно художественно-творческая деятельность способствует открытию в каждом ребенке творца. 


Основные психолого-педагогические условия, обеспечивающие успешность освоения детьми содержания:


· интеграция познавательной, художественной, игровой деятельности;


· разнообразие и постоянная смена видов художественно-продуктивной деятельности, объединенной образовательной целью и программой развития;


· полихудожественный подход – интеграция разных видов искусства и детского художественного творчества;


· подготовка каждым ребенком индивидуально или в сотворчестве с другими  детьми и взрослыми (педагогами и родителями) конкретного продукта как успешно достигнутого результата деятельности;


· наличие специально оборудованного места (центр творчества в групповой  комнате), включающего широкий выбор материалов, художественных инструментов, альбомов, предметов культуры и произведений искусства.


С-7


 Детская душа в одинаковой мере чувствительна и к родному слову, и к красоте природы, и к музыкальной мелодии, и к живописи, ведь каждый ребёнок – прирождённый художник, музыкант, поэт. И творить он способен ярко и талантливо, только надо создать для этого благоприятную среду, основанную на доверии и понимании. Одним из важных условий реализации задач художественно-эстетического развития является правильная организация развивающей среды,  которая способствует:


· эмоциональному развитию ребенка: возможности общаться без слов, выражать свои чувства, ощущению могущества, эмоциональной разрядке, удовлетворение от создания собственного продукта;


· физическому развитию ребенка: развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрительного восприятия, общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;


· социальному развитию: стимулированию детей к принятию решений и решению проблем, развитию самостоятельности, сотрудничества, ответственности, воспитанию уважения к чужим идеям и продуктам творчества, приучению к порядку, последовательности и планированию;


· интеллектуальному развитию: увеличению словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, знакомству с линией, цветом, формой и текстурой, увеличению объема внимания;


· развитию креативности: стимуляция мышления проблемными ситуациями открытого типа, формированию способности ценить культурное и художественное наследие.


С-8


Важную роль при реализации задач художественно-эстетического развития детей играет привлечение  родителей к работе с детьми как единомышленников.


С-9


Средствами искусства можно помочь ребенку скорее развить необходимые для школьной учебы качества: любознательность, активность, эмоциональность, отзывчивость, овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками, способность управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдение элементарных общепринятых норм и правил поведения, способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту, имение первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе, овладение универсальными предпосылками учебной деятельности – умение работать по правилу и по образцу, слушание взрослого и выполнение его инструкции, овладение необходимыми умениями и навыками, физическая развитость, овладение  основными культурно-гигиеническими навыками.


С-10


Сегодня на смену традиционному образованию приходит продуктивное обучение, которое направлено на развитие творческих способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности.


Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.


Совместно с музыкальным руководителем были разработаны и успешно реализованы творческие проекты:


Проект «Мама-солнышко мое» направленныйна воспитание  уважения и заботы, бережного отношения, желания помочь и делать приятное маме, самому дорогому человеку на земле, укрепления и развития детско-родительских отношений.



Проект «Слава Армии родной » направленный на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества. Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.


Проект «Времена года» направленный формирование элементарных представлений о времени года, его периодичности, последовательности месяцев и времен года и отражение своих знаний и умений в творческой и музыкальной деятельности  у детей дошкольного возраста.


 В ходе реализации проектов дети:


· учатся рисовать.


В работе со специалистами:


· на физкультурных занятиях – разучивают игры,


· на музыкальных занятиях – разучивают песни и танцы,


· на музыкально-спортивных праздниках и развлечениях – творчески перерабатывают полученные знания и умения.


С воспитателем:


· читают художественную литературу о природе и жизни, рассматривают и беседуют по картинам, отражающим направление проекта.


С родителями:


· участвуют в творческих мастерских, организованных педагогами ДОУ,


· участвуют в выставках совместного семейного творчества.


Интегрированный подход в проектной работе позволил  сформировать у ребёнка этические, нравственные ценности посредством конкретных знаний и умений, успешно поддерживать высокий уровень мотивации в деятельности у воспитанников, что в конечном итоге и приводит к поставленным педагогическим целям.


С помощью интегрированного подхода дети  приобрели не только конкретные знания о предметах и явлениях, но и у них формировалась целостная картина мира.

13 ноября 2017 в 14:24

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.