МКДОУ «Детский сад №21 «Солнышко» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Стажёрская площадка "Комплексно-тематическое планирование как одно из условий развития у детей познавательного и творческого интереса"

Слайд № 1


В этом учебном году на базе нашего дошкольного учреждения работает стажёрская площадка по теме «Развитие познавательного и творческого интереса у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»


Слайд № 2


Цель: информационно-методическая поддержка педагогических кадров по развитию познавательного и творческого интереса у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.


Задачи: 


1. Организовать методическое и информационное сопровождение по реализации задач развития познавательного и творческого интереса у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.


2. Создать алгоритм деятельности ДОУ по реализации задач развития познавательного и творческого интереса у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО.


3. Упорядочить работу по развитию познавательного и творческого интереса у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО с целью повышения уровня профессиональной компетенции педагогов.


4. Реализовать намеченные мероприятия, перестроив образовательную деятельность дошкольного учреждения в соответствии с ФГОС ДО.


Актуальность  проблемы  повышения  качества  дошкольного  образования на  современном  этапе  подтверждается  заинтересованностью  со  стороны государства  вопросами  воспитания  и  развития  детей  дошкольного  возраста. Примером  является  принятие  Федерального  государственного образовательного стандарта дошкольного образования. ФГОС ДО в качестве  основного  принципа  дошкольного  образования  рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных  видах  деятельности. Согласно  ему  программа  должна обеспечивать  развитие  личности  детей  дошкольного  возраста  в  различных видах  деятельности.  Данный  документ  трактует  познавательное  развитие  как образовательную  область, сущность  которой  раскрывает следующим  образом: 


Слайд № 3


развитие  любознательности  и  познавательной  мотивации;


формирование познавательных  действий,  становление  сознания;


развитие  воображения  и творческой  активности;


формирование  первичных  представлений  о  себе, других  людях,  объектах  окружающего  мира,  их  свойствах  и  отношениях (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части  и  целом,  пространстве  и  времени,  движении  и  покое,  причинах  и следствиях и др.), о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы,  многообразии  стран  и  народов  мира.


Такое  понимание познавательного  развития  дошкольников  предполагает  рассматривать  его  как процесс  постепенного  перехода  от  одной  стадии  развития  познавательной деятельности  к  другой.  К  стадиям  познавательного  развития  относится: 


Слайд № 4 


любопытство, 


любознательность, 


развитие познавательного интереса,


развитие познавательной активности. 


Рассмотрим подробнее третью и четвертую стадии.


3 стадия.  Новым  качеством познавательного  развития дошкольников  является  познавательный  интерес,  характеризующийся повышенной  устойчивостью,  ясной  избирательной  нацеленностью  на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные  мотивы.  Проявлением  познавательного  интереса  следует считать  стремление  ребёнка  самостоятельно  отвечать  на  поставленные вопросы. 


4 стадия.  К  высокому  уровню  познавательного  развития  детей  дошкольного возраста относится познавательная активность, основой которой служит целостный  акт  познавательной  деятельности  –  учебно-познавательная  задача. Познавательная  активность  выступает  как  природное  проявление  интереса ребёнка  к  окружающему  миру  и  характеризуется  чёткими  параметрами. 


Об интересах  ребёнка  и  интенсивности  его  стремления  познакомиться  с определёнными  предметами  или  явлениями  свидетельствуют:


внимание  и повышенная  заинтересованность;


эмоциональное  отношение;


действия,  направленные  на  выяснение  строения  и назначения предмета; 


постоянное притяжение к этому объекту. 


Одним из главных условий развития познавательного и творческого интереса у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО является комплексно-тематический подход к планированию образовательной деятельности.


Комплексно - тематический подход подразумевает объединение комплекса различных видов специфических детских деятельностей вокруг единой темы. При этом в качестве тем могут выступать организующие моменты, события, реализация проектов, сезонные явления в природе, праздники, традиции. При этом, что  немаловажно, реализация комплексно - тематического принципа тесно взаимосвязана с интеграцией образовательных областей и с интеграцией детских деятельностей. 


Слайд № 5 


Мы организуем образовательный процесс по темам месяца с общей целью для всех возрастных групп ДОУ, которая реализуется через тематические недели. Цели тематических недель отличаются друг от друга в группах детского сада в зависимости от возрастных особенностей воспитанников, но главным остаётся то, что образовательная деятельность рассматривается как  комплекс различных детских деятельностей, объединенных единой темой. Именно через различные виды детской деятельности мы реализуем содержание всех пяти образовательных областей.


При этом мы рассматриваем разные направления педагогической работы по организации образовательного процесса в формах: 


- непосредственно образовательная деятельность, 


- совместной деятельности педагога и детей в режимных моментах,


- самостоятельной деятельности детей, 


- сотрудничества педагогов с семьями воспитанников детского сада. 


Как правило, первое знакомство детей с темой недели происходит при освоении образовательной области «Познавательное развитие» (в интеграции с образовательными областями «Социально-коммуникативное развитие» и «Речевое развитие»), на занятии «Познаю мир». 


С темой недели связана специально организованная детская деятельность  Слайд № 6, через которую реализуются все образовательные области. Эти виды детской деятельности осуществляются как в форме непосредственно образовательной деятельности, так и в различных формах совместной деятельности педагогов и детей. 


Для НОД мы предлагаем три группы целей: обучающие, воспитательные, развивающие. К каждой группе целей мы формируем сначала общие цели в соответствии со Стандартом дошкольного образования, а затем дополняем их целями дидактическими, связанными со спецификой и содержанием данного занятия. 


Самостоятельная деятельность детей представлена через перечень мероприятий, которые должен провести воспитатель по организации развивающей предметно-пространственной среды. 


Взаимодействие и сотрудничество педагогов с семьями детей по реализации Программы осуществляется посредством кратких рекомендаций для родителей, советов по организации домашних занятий, наблюдений в природе, домашнего чтения детям.


Рассматривая разные направления организации образовательного процесса, мы реализуем одно из важных положений Стандарта дошкольного образования: «Программа может реализовываться в течение всего времени пребывания детей в Организации». Именно учет указанных четырех направлений позволяет осуществлять непрерывный образовательный процесс, охватывая все виды активности ребенка  и делая его активным участником  образовательного процесса. 


Таким образом, в течение каждой тематической недели педагог проектирует и организует свою деятельность по четырем блокам: 


Слайд № 7


I блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе непосредственно образовательной деятельности (НОД по развитию речи, развитию элементарных математических представлений, конструированию, лепке, рисованию, аппликации, музыке и физкультуре и т.д.). 


II блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в режимных моментах за рамками НОД, в разных формах совместной деятельности педагога и детей. Среди различных форм совместной деятельности взрослых  и детей мы используем игру (сюжетную, дидактическую, с правилами), ситуацию (решение ситуативных задач), проектную деятельность, работу в творческой мастерской, коллекционирование, чтение художественной литературы, экспериментирование и исследование, беседы, викторины и конкурсы, наблюдения, экскурсии, работу в книжном уголке, кружковую деятельность, карты индивидуального развития.


III блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей вне НОД, в самостоятельной  деятельности детей (создание центров активности, организация всего помещения группы, размещение атрибутов для сюжетно-ролевых игр детей и т.д.).


IV блок. Образовательная деятельность по реализации содержания образовательных областей в процессе сотрудничества дошкольной организации с семьей.


Технология внедрения ФГОС ДО предполагает кратковременное планирование, поэтому в нашем ДОУ на год планируются только «скелет», состоящий из тем месяца с основными целями к ним и перечнем мероприятий по реализации этих целей. А выбор темы недели происходит в процессе воспитательно-образовательной деятельности педагога с учётом интересов, потребностей и особенностей индивидуального развития каждого ребёнка, что и делает его активным участником образовательного процесса.


Ребёнок-дошкольник «целостен», поэтому и развитие познавательного и творческого интереса должно осуществятся адекватными для него способами: не расчленением, не разделением на отдельные составляющие, а интегративно, то есть через взаимодействие, взаимопроникновение, «пронизывание» образовательных областей, поэтому так актуален комплексно-тематический принцип построения воспитательно-образовательного процесса. 


Мы не сможем сказать, что Федеральный государственный образавательный стандарт дошкольного образования внедрён в дошкольных учреждениях, до тех пор, пока каждый воспитатель не сможет обеспечить уже названный выше комплексно-тематический подход. 


Сегодня вашему вниманию была представлена структура комплексно-тематического планирования и то содержание, каким его можно наполнить, чтобы процесс образования работал на развитие познавательного и творческого интереса дошкольников, а в какую форму его заключить каждое дошкольное учреждение решает самостоятельно.


Слайд № 8

13 ноября 2017 в 14:32

Прикреплённые файлы:

Документ: Стажёрская площадка "Комплексно-тематическое планирование как одно из условий развития у детей познавательного и творческого интереса"

Описание файла:

Файл называется: tem-plan-fgos-kp17r_rq9gp.ppt

Это официальный файл организации «МКДОУ «Детский сад №21 «Солнышко» Левокумского муниципального округа Ставропольского края», в нём содержится Стажёрская площадка "Комплексно-тематическое планирование как одно из условий развития у детей познавательного и творческого интереса".

Размер файла: 4,15 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.