МКДОУ «Детский сад №21 «Солнышко» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Стажёрская площадка "Развитие познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом у детей младшего дошкольного возраста"

Слайд № 1


Сегодня, мы поговорим с вами о развитии познавательного интереса, через использование дидактических игр с развивающим материалом у детей младшего дошкольного возраста.


Слайд № 2


«Каждый  дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Главная задача педагогов - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать «пищу» уму ребенка».


Интерес к учебным ситуациям нужно формировать, опираясь на любознательность и умственную активность детей с помощью общения в игре. Игра идет на пользу общему развитию ребенка: стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально- творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей.


Выбранная тема является актуальной на современном этапе и имеет большое значение для развития всесторонне развитой личности дошкольника.


Слайд № 3


Формирование познавательных процессов, системы умственных действий тесно связано как с содержанием знаний, так и со способами их освоения.


Слайд № 4


Есть три формы мышления, которые функционируют в дошкольном возрасте. Благодаря им ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, связи между предметами и явлениями. 


Так же существуют три основных особенностей умственной деятельности у детей дошкольного возраста.


Слайд № 5


Первая и основная особенность – развитие сенсорики. На основе ощущений и восприятий идёт формирование содержания занятий, представлений, имеющих при всей обобщенности ярко выраженный образный и, следовательно, сенсорный характер.


Вторая особенность умственной деятельности дошкольника всевозрастающая произвольность познавательных процессов: является развитие произвольного воспроизведения в деятельности памяти, целенаправленного внимания, восприятия с перерастанием его в деятельность наблюдения.


Третья особенность – постоянное изменение мотивов умственной деятельности. В младшем дошкольном возрасте основные мотивы умственной деятельности связаны с игровыми интересами ребенка, с результатами продуктивной деятельности. 


Слайд № 6


Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Предметная «исследовательская» деятельность, свойственная ребенку раннего возраста, развивает и закрепляет познавательное отношение к окружающему миру. После овладения детьми речью их познавательная деятельность поднимается на новую качественную ступень. С помощью речи обобщаются знания детей, формируется способность к аналитико-синтетической деятельности не только на основе непосредственного восприятия предметов, но и на базе представлений.


Меняется характер общения ребенка с взрослыми: значительное место начинают занимать личностные и познавательные контакты.


Издавна вопросы ребенка считались основной формой проявления любознательности, познавательных интересов. Вопросы возникают у ребенка при непосредственном ознакомлении с какими-либо предметами и явлениями, в общении с взрослыми и сверстниками, часто бывает результатом его собственных рассуждений.


Содержание детских вопросов разнообразны. Интерес ребенка к тем или иным явлениям жизни в мире взрослого стимулирует его вопрос. 


С течением времени вопросы меняются по форме. Детей 2-3 лет интересуют названия предметов, их свойства и качества.


Успешная деятельность ребенка является стимулом развития познавательных интересов. 


Обладая огромной побудительной силой, любознательностью познавательный интерес заставляет детей активно стремиться к познанию искать способы удовлетворения жажды знаний. 


Таким образом, условия развития познавательной активности, подъем на более высокий уровень – это практика и успешные исследовательские действия ребенка.


Слайд № 7


Как известно, особую умственную активность ребенок проявляет в ходе достижения игровой цели, как в непосредственной образовательной деятельности, так и в повседневной жизни.


Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное усвоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит игра. 


Потребность в игре и желание играть у дошкольников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игнорирование этих потребностей в образовательной работе означало бы игнорирование особенностей развития ребенка дошкольного возраста.


Игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Дидактические игры способствуют упражнению детей в применении знаний, более глубокому их усвоению. В процессе игр идет совершенствование психологических познавательных процессов. 


В игре удается привлечь внимание детей к таким предметам, которые в обычных не игровых условиях их не интересуют и на которых сосредоточить внимание не удается. Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной и привлекательной для детей. Ребенок незаметно для себя выполняет большое число упражнений, действий, тренируется в счете, сравнивает множества, группирует, и т.п.


Дидактическая игра позволяет индивидуализировать работу, давать задания, посильные каждому ребенку, с учетом его умственных и психофизических возможностей и максимально развивать способности каждого ребенка. Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности математического характера, переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. 


Таким образом, дидактические игры позволяют обеспечить нужное количество повторений на разнообразном материале. 


Внимание ребенка приковано к игре, к выполнению игровых задач, а между тем он преодолевает трудности , переносит имеющиеся знания в новую для него обстановку. 


Слайд № 8


Дидактическая игра будит детское воображение, создает приподнятое настроение, так как она доступна и понятна ребенку. Положительные эмоции, возникающие во время игры, активизируют его деятельность, обеспечивают решение задач, которые связаны с развитием внимания, памяти и формированием способности сравнивать, сопоставлять, делать выводы, обобщения.


В играх, особенно коллективных, формируются и качества личности детей. Они учатся учитывать интересы друг друга, сдерживать свои желания у них развивается чувство ответственности, воспитываются воля и характер. 


Игры служат подготовительной ступенью к развитию интеллектуальной деятельности, оказывают благотворное влияние в первую очередь на развитие внешних чувств: зрения, мышечного чувства, мелкой моторики. В игре все внешние чувства упражняются, а, следовательно, действует на детей развивающе. Через игру дети получают развитие интеллектуальных процессов, как память, мышление, воображение. Эти высшие чувства находят в играх благодатную почву для своего развития.


Особо популярным в связи с реорганизацией всей системы образования в нашей стране, стали развивающие игры. В развивающих играх скрыта возможность самостоятельно находить ответы на многие вопросы: в чем гармония сочетания фигур, как обеспечить трансформацию цветов и форм одновременно, изменить форму игрового устройства, а также реализуется потребность дошкольника в творческих проявлениях.


Освоение разнообразных развивающих игр возможно на разных уровнях детской активности и самостоятельности. Поэтому они незаменимы в процессе развития и воспитания ребенка, учитывающем индивидуальный темп овладения им средствами и способами познания. Все развивающие игры многовариативны, подходы к их решению многообразны, неиссякаемы, поэтому у каждого есть возможность проявить в игре особенности своей личности.


Слайд № 9


3)Все виды дидактических игр (предметные, настольно-печатные, словесные)


являются эффективным средством и методом развития познавательной активности. Все они выполняют основные функции обучения – образовательную, воспитательную и развивающую. Все они интересны, занимательны и нравятся детям.


Слайд № 10


Существуют такие игры как:


1.Триз игры, такие как:  «В стране КОТЛАНДИИ», «Волшебный поясок»;


2. Головоломки и конструкторы, танграммы, лабиринты.


3. Интеллектуальные игры Б.П.Никитина. «Кубики для всех» Вот, что советует автор  игр: «Игра должна приносить радость ребенку и взрослому. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятия играми до пресыщения. Развивающие игры - это игры творческие. Все задания дети должны делать самостоятельно. Давайте возможность думать и делать всё самому и отыскивать ошибки тоже. Прежде чем давать задания детям, обязательно попробуйте выполнить их сами. Обязательно начинайте с посильных задач или с более простых частей их. Если ребенок не справляется с заданием, значит, вы переоцениваете уровень его развития. Лучше, если малыш начнёт выбирать задания с учетом своих возможностей». 


4.Учебно-игровое пособие «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», 


-Лото на МАТЕМАТИЧЕСКОМ ПЛАНШЕТЕ


-Учись  читать. Грамота на математическом планшете.


-Удивляйка



4.  Значительное место в обучении дошкольников заняли игры с палочками Кюизенера. Действия с палочками позволяют наглядно продемонстрировать многие понятия и отношения.  Вот десять причин, почему для воспитания и образования детей необходимо использовать цветные счетные палочки Кюизенера:


Слайд № 11


1.Палочки-один из немногих дидактических материалов, дающих возможность формировать у ребенка комплекс необходимых интеллектуальных умений, от сенсорных к мыслительным.


2.Многие математические представления (число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами и т.д.) ребенок получает, играя.


3.Палочки учат ребенка ориентироваться как в двухмерном, так и в трехмерном пространствах.


4.Благодаря палочкам, развивается логическое мышление.


5.Палочки обеспечивают возможность получать знания в результате исследований.


6.Ставя задачи разной сложности, палочки можно использовать и в семье, и в дошкольных учреждениях, и в школе.


7.Этот материал можно также использовать с целью коррекции.


8.Игры с палочками дают возможность детям объединяться, что позволяет им научиться работать в команде, содержательно общаться.


9.Палочки содействуют развитию восприятия, памяти, воображения, речи.


10.Этот материал может быть использован в диагностических целях.


От элементарной игры с цветными палочками дети постепенно продвигаются к понятию пространственно-количественных характеристик, которые осваиваются в совместной деятельности ребёнка и взрослого. 


Важно не ограничиваться показом готовых построек. Необходимо давать возможность выбирать действие ребёнку самому. Тогда игра становится радостным открытием нового. 


Слайд № 12 


5. Игры с блоками Дьенеша .


Логический материал представляет собой набор из 48  логических блоков, различающихся четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной.


Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют  ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.


Основная цель использования дидактического материала: научить дошкольников решать логические задачи на разбиение по свойствам.


Основное умение, необходимое для решения логических задач - это умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трем, свойствам с учетом наличия или отсутствия каждого


По мере усвоения детьми более простых игр,  предлагается усложнение. Самым существенным является то, что ребёнок самостоятельно может ответить на вопрос, а значит, он усвоил данный материал. 


 «Волшебная дощечка для самых маленьких является самостоятельным игровым материалом. Простой в использовании и в то же время функциональный игровой материал позволяет ребенку сконструировать на плоскости множество различных изображений (цифры, буквы, геометрические фигуры, узоры, предметы быта, животные).


«Рисование резиночками» дает малышу уникальную возможность «прочувствовать пальцами» изображаемый силуэт. Играя с «Математическим планшетом», ребенок учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом или явлением окружающего мира его абстрактным изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание.


Познавательная активность, интерес к поиску проявляется лишь в том случае, где нет принуждения. 


5) И в заключении. Всю работу нужно организовывать с учётом индивидуальных особенностей детей, предлагать  игры, ориентируясь на уровень развития ребёнка, привлекать малоактивных детей с помощью игровых действий, заинтересовывать их игрой и косвенно помогать, задавая наводящие вопросы. Интерес к дидактической игре становится устойчивым тогда, когда дети осознают  и видят свои успехи. 


Слайд № 13

13 ноября 2017 в 14:34

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.