МКДОУ «Детский сад №21 «Солнышко» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Стажёрская площадка. Развивающие игры нового поколения в развитии познавательного интереса детей дошкольного возраста

Цель:


 -  повышение профессиональной компетентности воспитателей через использование инновационных игровых технологий при организации работы с детьми,


-распространить педагогический опыт использования игры для познавательного развития детей.


Ход.


Здравствуйте, уважаемые коллеги.


Тема нашей встречи: «Развивающие игры нового поколения в  познавательном  развитии дошкольника». 


Природа одарила каждого человека способностью к познанию того мира, в котором он родился; ощущать и воспринимать окружающий мир - людей, природу, культуру, различные предметы и явления; помнить, думать, соображать; говорить и понимать речь других людей; быть внимательным. 


Все  эти  способности  развиваются,  совершенствуются, приобретают индивидуальную окраску не сами по себе, а в активной деятельности человека.


Развитие ребенка происходит только в деятельности. Только собственными силами можно усвоить опыт знания, накопленные человечеством, развить свои интеллектуальные и другие способности.


Дошкольное детство – это важнейший этап в становлении человека. Именно в этот период создаются благоприятные условия для начала формирования у ребёнка внимания, памяти, мыслительных операций, воображения, речи.


Результаты исследований психолога В. Н. Дружинина указывают на то, что уровень интеллектуально-творческого развития дошкольника, достигаемый им к шести-семи годам, существенно зависит от того, насколько продуманным и верным было обучение ребёнка в семье и в детском саду, в какой мере характер занятий соответствовал возрастным психологическим особенностям ребёнка и типу ведущей деятельности. Для всестороннего развитие ребенка большое значение имеет игра, в процессе которой у ребёнка формируются  те качества о которых было сказано раннее, приобретается опыт общения со сверстниками, постигаются нравственные ценности и правила поведения в обществе. Процесс обучения дошкольников происходит в доступной и привлекательной форме, благодаря использованию дидактических или развивающих игр.


 Для решения воспитательных и образовательных задач, в своей работе я использую развивающие игры нового поколения,  которые формируют  у детей знания, умения и навыки, но, прежде всего, способствуют  развитию познавательного интереса  детей дошкольного возраста. 


Сегодня я хочу поделиться  некоторыми из них.


Дощечка Оксва игра для малышей от трёх лет. Еще ее можно назвать  «Математический планшет» или «Волшебная дощечка». Эта игра поможет при изучении ребёнком цифр и букв, а так же геометрических фигур. Принцип игры крайне прост. Надо натягивать резиночки на гвоздики выкладывая различные фигуры и узоры. В дополнение можно использовать геометрические фигуры. "Рисование резиночками" дает малышу уникальную возможность "прочувствовать пальцами" форму геометрических фигур, изображаемые силуэты. Малыш учится ориентироваться на плоскости, работать по схеме, видеть связь между предметом и явлением окружающего мира и его абстрактными изображением, развивает логику, воображение, усидчивость, внимание.  При желании эту игрушку  можно сделать самому. 

Развивающая игра «Палочки Кюизенера»


Счетные  палочки Кюизенера  являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и многое другое. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и  познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей, развивает абстрактное мышление


На начальном этапе занятий  палочки Кюизенера используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором.


На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий. 


 Каждая палочка – это число, выраженное цветом и величиной. С математической точки зрения палочки это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно как результат его самостоятельной практической деятельности.


Использование «чисел в цвете» позволяет одновременно развить у детей представление о числе на основе счета и измерения. К выводу, что число появляется на основе счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности, в результате разнообразных упражнений. С помощью цветных палочек детей также легко подвести к осознанию отношений больше - меньше, больше – меньше на…, научить делить целое на части и измерять объекты условными мерками, поупражнять в запоминании состава чисел из единиц и меньших чисел, подойти вплотную к сложению, умножению, вычитанию и делению чисел. Кроме этого, играя с палочками, дети осваивают такие понятия как «левое», «длинное», «между», «каждый», «одна из…», «какой-нибудь», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину» и др.


Блоки Дьенеша помогают детям познакомиться с признаками объектов (формой, цветом, размером и т. д.), развивают  пространственное воображение, творческие способности, фантазию, навыки конструирования, моделирования, речь, логическое мышление и даже самостоятельность и произвольность! Играя, дети способны постигать очень сложные математические и логические концепции – вплоть до работы с абстрактными системами и символами. Разумеется, что на каждом возрастном этапе - свой уровень «вхождения» в математику. И прелесть блоков венгерского математика именно в том, что с помощью них можно придумывать игры и занятия для каждого из возрастов – в соответствии с той информацией, которую ребенок готов усвоить.


Фактически, логические блоки – это «игра на вырост», которая будет полезной долгие годы. Все эти игры можно использовать как в НОД, так и в совместной деятельности взрослого и детей в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей.


Для современного ребёнка компьютер уже давно стал не просто необходимым атрибутом, но и незаменимым развивающим элементом.  Сейчас появилось много сайтов предлагающих Онлайн- игры для детей дошкольного возраста , один из таких  сайт Мерсибо.ру.  Все игры создаются детскими специалистами для развития способностей и навыков ребенка, а также его подготовки к школе. Также игры предназначены для развития речи, внимания, кругозора, обучения чтению и счету. Каждая игра предназначена для определенного возраста, не содержит насилия и имеет функцию ограничение времени игры там есть перерыв через каждые 15 мину .Увлекательная игра  из серии «Смотри внимательно» тренирует самый важные инструмент маленького человечка - его память! Малышу нужно запоминать животных, которые появляются и исчезают , чтобы потом в том же порядке кликнуть по ним мышкой и разместить в соответствующих клеточках. Если задание выполнено, верно, открывается следующий уровень. На каждом уровне запомнить нужно всё больше животных. 


Также существует много компьютерных дидактических игр на развитие логики, внимания,  памяти. В эти игры можно играть с детьми, применяя интерактивную доску и в одну из них я предлагаю поиграть 


И еще одно направление игр –это квест игры  для дошкольников. Квест – это вид сюжета, в котором путешествие к намеченной цели проходит через преодоление ряда трудностей.


Вариант квеста – поиск по запискам – мероприятие требующее минимальной подготовки и практически не нуждающееся в ведущем. В самом простом варианте ребенок получает записку, указывающую на тайник, в тайнике другая записка с адресом следующего тайника. Переходя от одного тайника к другому, ребенок достигает финальной сокровищницы, но так как ребенок дошкольного возраста не умеет читать, то помощь ему оказывает воспитатель.


Так же можно нарисовать тайник, вложить его фотографию или картинку с изображением аналогичного объекта.  Для проведения в октябре методического дня, работу стажерской площадки мы использовали технологию педагогического квеста. 


Выступление хочу закончить словами К.Д.Ушинского, который писал, что «…если говорят, что игры предсказывают будущий характер и будущую судьбу ребенка, то это верно в двояком смысле: не только в игре высказываются наклонности ребенка и относительная сила его души, но сама игра имеет большое влияние на развитие детских способностей и наклонностей, а следовательно, и на его будущую судьбу». Об этом стоит помнить каждому: и педагогу.

13 ноября 2017 в 14:36

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.