МКДОУ «Детский сад №21 «Солнышко» Левокумского муниципального округа Ставропольского края

Мастер- класс «Использование мнемотехники в работе педагога» Москаленко Екатерины Владимировны, участника районного этапа профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2017»

Здравствуйте, уважаемые коллеги.


Деток вы любите? Да или нет?(да)


Пришли вы на мастер-класс, а  сил совсем нет,


Вам лекции хочется слушать здесь? (нет)


Я вас понимаю.


Но как быть нам тогда?


Проблемы детей решать нужно всегда?(да)


Дайте мне тогда ответ


Помочь откажетесь мне? (нет)


Последнее спрошу у вас тогда


Активными все будете?(да)


Итак с прекрасным настроением и


 И позитивными эмоциями 


Мы начинаем мастер-класс!



«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками, 

и он их усвоит на лету».


 К.Д. Ушинский


С.2 


Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.


С.3


Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».


С.4 


 Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. 


С.5


Задача взрослых — научить дошкольников последовательно, правильно, с точки зрения, грамматики выражать свои мысли. Дети должны уметь рассказывать о разных ситуациях из окружающей действительности с помощью связной и богатой речи. 

 Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине.


С.6.


Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация. Глядя на эту схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки. Мнемотехника помогает развивать: зрительную и слуховую память,  ассоциативное мышление,  зрительное и слуховое внимание, воображение, связную речь, словарный запас 


 С.7


Принцип работы с мнемотаблицей  строится от простого к сложному: мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы. Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не отвлекать внимание на яркость символических изображений. Мнемотехника хороша тем, что ее можно применять в различных образовательных областях. 


С.8


Сейчас я вам представлю несколько вариантов работы с мнемотаблицами 


Для развития  наглядно-образного  мышления у детей  рисуем мнемотаблицы на стихотворение


– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю нарисовать вместе со мной. Рисуем схематично.


«ЁЛОЧКА» Н.Нищева


Перед нами ёлочка: 

Шишечки, иголочки. 

Шарики, фонарики, 

Зайчики и свечки, 

Звёзды, человечки.


– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. 


А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст. Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.


– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания 


– Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. 


Загадка 


Вы загадываете овощ и рисуете к нему таблицу и опираясь на схему нам про него рассказываете, а мы попробуем отгадать его. Для отображения овоща вы можете  использовать цветные карандаши. Такая работа  позволяет развить у детей умственную активность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки.


С.9


Для обогащения словарного запаса, я предлагаю по мнемотаблице детям рассказать не сложные стихотворение. Перед вами таблица .Сначала вы рассмотрите ее и определите о ком или о чем она. Затем подумайте, что может означать каждый квадрат и преобразуйте в слова. После  мы с вами посмотрим, насколько вы были  точны.


С.10.-12


Хочу предложить еще один вид работы с мнемотаблицами. Это использование готовых схем – мнемодорожек к пословицам  и поговоркам.  Предлагаю для образца несколько карточек. Глядя на картинки прошу вас прочитать  поговорку.


С.13


На этих примерах в игровой форме можно с детьми   описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку.


В заключении с помощью живой мнемотаблице  хочу вам предложить вспомнить всем знакомое стихотворение «Тише мыши» 


Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат!


– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

16 ноября 2017 в 15:57

Прикреплённые файлы:

Документ: Мастер- класс «Использование мнемотехники в работе педагога» Москаленко Екатерины Владимировны, участника районного этапа профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2017»

Описание файла:

Файл называется: prezentacija-master-klas_6n8eb.pptx

Это официальный файл организации «МКДОУ «Детский сад №21 «Солнышко» Левокумского муниципального округа Ставропольского края», в нём содержится Мастер- класс «Использование мнемотехники в работе педагога» Москаленко Екатерины Владимировны, участника районного этапа профессионального конкурса «Воспитатель года России – 2017».

Размер файла: 6,19 Мегабайт. Скачать файл


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.